Меню

SLIDER.WEB studio

СоцСсылки

БЛОГ


Бизнес-процессы: Intro

Данной блогозаписью я бы хотел начать цикл небольших и простых для понимания статей, посвященных созданию, управлению и оптимизации бизнес-процессов.

Очень часто я встречаю разного рода предложения, умозаключения и поручения, так или иначе связанные с оценкой эффективности работы того или иного филиала, подразделения, службы или сотрудника. Все внедряют KPI, метрики эффективности, ищут пути сокращают затрат, издержек, людей, но почти ни кто не может четко сформулировать одну простую вещь - с чем мы работаем.

Что такое Бизнес-процесс?


Бизнес-процесс — это совокупность взаимосвязанных мероприятий или работ, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителея.

Существует множество различных нотаций для описания моделей бизнес-процессов, будь то событийные, функциональные или логические модели, но все они преследуют одну цель - описать и дать возможность анализа процесса производства продукта или услуги.

Такой подход к построению бизнеса позволяет создать управляемую систему, позволяющую адаптировать отдельные процессы, и бизнес в целом, под бысто меняющиеся условия, с учетом всех особенностей, как самой отрасли, так и каждого отдельного предприятия.

Струтура Бизнес-процесса


Любой процесс имеет начало и конец. Любой бизнес-процес имеет вход и выход, а все, что находится между ними - создает стоимость и ценность для потребителя.

Входом бизнес-процесса может быть все что угодно: документ, оборудование, сотрудник, потребность, деньги или иные активы/документы.

Выходом бизнес-процесса могут быть как те-же элементы, подвергнутые изменениям, так и вновь создаваемые.

Между входом и выходом бизнес процесса находится самая важнеая его часть - механизм. Обычно, среднестатистический процесс включает в себя целый набор активностей, которые в свою очередь являются сами по себе отдельными бизнес-процессами, или механизмами связанных бизнес-процессов.

Но сами по себе бизнес-процессы не работают. Помимо входа,выхода и механизма необходим еще один компонент - управление. Именно управление является драйвером, который переводит механизм в активную фазу. Именно управление определяет правила для преобразования входов в выход.

У каждого бизнес-процесса есть Владелец. Это лицо, обладающее всеми необходимимыми полномочиями для организации работ в рамках процесса и отвечающее за результат его выполнения. И именно владелец осуществляет управление.

Представим на примере:

В связи с производственной необходимостью Вам потребовалось закупить, ну скажем, сервер. Таким образом у нас появляется бизнес-процесс под кодовым названием "Закупка серверного оборудования". Входом данного бизнес-процесса станет "потребность" (например злужебная записка от коллег) и "информация от поставщика" (например прайс-лист или коммерческое предложение). В процессе закупки оборудования будет произведено не малое количество действий, как со стороны поставщика, так и со стороны покупателя, начиная от организации тендера и оплаты счетов, до логистики, приемки на склад и постановки ТМЦ на бухгалтерский учет. За весь этот процесс в нашей "сферической организации" отвечает отдел закупок, и лично руководитель данного отдела. Он и является "владельцем" настоящего бизнес-процесса.

Выходом данного бизнес-процесса будет появление у Вас сервера на складе и закрывающих документов от поставщика, что в свою очередь может являться входом уже для других бизнес-процессов организации. Например "Ввод в эксплуатацию серверного оборудования".

Таким образом становится очевидно, что в течение активности бизнес-процесса, согласно его механизма, производится работа, создающая не толкьо ценность, но и его стоимость. В данном случае стоимость бизнес-процесса складывается из затрат рабочего времени сотрудников отдела закупок, бухгалтерии, кладовщика, стоимости логистики и размещения тендера на площадке.

Этот факт и элементарная логика приводит нас к тому, что бизнес-процессы представляют собой вполне реальный актив, обладающий определеной ценностью и стоимостью, но с той лишь разницей, что данный процесс является расходной частью и подлежит оптимизации, с целью сокращения издержек и снижения собственной себестоимости в общей системе управления, но об этом я расскажу позднее...

Posted in Управление on апр 16, 2018